интервью

«Комедия – повод поговорить о запретном»

Екатерина Сазонова,
сценарист, редактор
Екатерина Сазонова проработала пять лет редактором в компании АМЕДИА. Автор комедийного сериала «Вы все меня бесите», который получил позитивные отзывы в сети и высокую долю рейтинга в эфире. Именно поэтому мы выбрали Екатерину для серьёзного разговора о комедийных сериалах.
— «Вы все меня бесите» - ваш первый комедийный сериал. До этого вы писали детективы, триллеры. Расскажите, как переключились на этот жанр? Чем он вам близок? И планируете ли вы в нём работать дальше?
— На самом деле я работала много лет на комедийных сериалах в качестве редактора в АМЕДИА. И здесь же познакомилась с Алексеем Кирющенко, одним из лучших комедийных режиссёров. Можно сказать, что начальное комедийное образования я получила от него.

Помимо «Вы все меня бесите» в разработке у меня есть и другие проекты, не только комедии. Но мне этот жанр интересен. А я стараюсь работать с тем, что мне интересно.

Комедия меня привлекает своей честностью. Как ни парадоксально это звучит, но именно здесь автор может показать людей со всеми их слабостями и недостатками. В комедии можно говорить о таких вещах, про которые другие жанры молчат.

В книге Стива Каплана «Скрытые инструменты комедии» есть отличный пример. Сцена: герой разговаривает с красивой женщиной с глубоким декольте. Куда смотрит герой в драме? Он смотрит женщине в глаза. Куда он будет смотреть в жизни? Хотя бы на секунду, но не выдержит и заглянет в декольте. И это правда жизни! В драме её показать нельзя, ведь сразу снизится градус напряжения. А в комедии можно. И нужно.
— Сейчас вы пишите для разных каналов, в том числе для двух главных комедийных. Задам вопрос, который волнует большинство из нас: чем отличается юмор на «СТС» от юмора на «ТНТ»?
— В работе Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» есть потрясающая формулировка – остроумие рождается, когда наше подсознание пытается высказаться на тему, которая обществом замалчивается.
Жёсткая сторона нашего подсознательного рождает юмор резкий, саркастичный. А доброжелательная, наоборот, рождает юмор лёгкий и успокаивающий. Мне кажется, последнее – про «СТС», а первое – про «ТНТ» – у них юмор более резкий, провокационный.

Или другой пример. Я нахожусь в большой компании и хочу рассказать анекдот. Какой анекдот я выберу, будет зависеть от собравшихся. Одно дело, когда это твои родственники, с которыми нужно соблюдать приличия. И другое дело – близкие друзья, с которыми ты откровенен, которых можешь провоцировать. «СТС» соблюдает приличия, немного идеализируя и своих героев, и своих зрителей. А «ТНТ» может себе позволить быть со зрителями откровенным и даже резким – как с закадычными друзьями.
— А что делает комедию – комедией? Не достаточно же просто, чтобы герои шутили.
— Если герой шутит, то у него просто хорошее чувство юмора. Комедией историю делает то, как герой справляется с обстоятельствами. Причём это могут быть обстоятельства даже самые драматичные.

Например, «Малыш» Чарли Чаплина. Ну ведь драматический сюжет! Невозможно не реветь, когда у Чарли отбирают ребёнка. Но невозможно и не смеяться, глядя, как Чарли справляется с этим обстоятельством своими методами! Или трагикомедия Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», где действие происходит в концлагере. Герой говорит сыну, что концлагерь – просто игра. И превращает всё в «понарошку».
ЕКАТЕРИНА САЗОНОВА АВТОР КОМЕДИЙНОГО СЕРИАЛА НА «ВЫ ВСЕ МЕНЯ БЕСИТЕ», КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛ ПОЗИТИВНЫЕ ОТЗЫВЫ В СЕТИ И ВЫСОКУЮ ДОЛЮ РЕЙТИНГА В ЭФИРЕ.
— Поговорим про комедию характеров и положений. Что чаще используют в сериалах? К чему приводят попытки балансировать между двумя направлениями?
— Я не вела статистику, но мне кажется, большинство сочетают и то, и другое. В сериалах придерживаться чистоты жанра сложнее, чем в кино. Даже в ситкомах сейчас появляются герои сложные, неоднозначные, с внутренним конфликтом. И по ходу истории они меняются, хотя в классической комедии положений это, казалось бы, не предусмотрено. Например, «Физрук». Можно сказать, что это классический пример комедии положений? Нет. Там очень неоднозначный герой с внутренними конфликтами, который развивается от сезона к сезону. Но и чистой комедией характеров этот сериал не назовёшь.

Лично мне в первую очередь интересны характеры. Если я придумываю историю, то начинаю не с сюжета или мира, а с персонажа. Пытаюсь сделать всё, чтобы в истории не было сломов в логике и в мотивациях – то есть, того, что может себе позволить эксцентрическая комедия, комедия положений и, тем более, комедия абсурда, которая вся строится на нарушении логики и причинно-следственных связей.

Если сочетать эти два жанра бездумно, зритель перестанет верить в достоверность истории, в твоего персонажа, и ты сядешь между двух стульев – не получится ни комедия характеров, ни комедия положений. Поэтому лучше или строить историю на нарушении причинно-следственных связей, или на достоверности, чтобы зритель принял правила игры и верил тебе, как рассказчику. Ну, или найди золотую середину и чётко её придерживайся. Это сложнее.
— Недавно в интервью я спрашивал: кто такой российский герой. Вопрос к вам: кто герой российских комедийных сериалов?
— Я, ты, мы все! Персонаж, в котором зритель узнает себя. Либо герой, глазами которого зритель хочет на себя посмотреть. Как в сериалах «Адаптация» и «Как я стал русским», где герой-американец приезжает в Россию. Но в обоих случаях важна узнаваемость. Любая комедия, даже самая абсурдная, должна строиться на узнаваемости: проблем, недостатков, мелких деталей. Это как с карикатурой – она работает только тогда, когда в ней узнаётся исходный объект. Хотя бы отдалённо.
— Во «Вы все меня бесите» вы сознательно сделали главную героиню Соню антигероем?
— Я Соню как антигероя не задумывала. Она видимо такой стала сама, независимо от моей воли. Изначально я хотела, чтобы зритель ей завидовал, говорил: я хочу так же, хочу говорить людям правду и не бояться этого! Завидовал откровенности Сони, её свободе от правил социума.
— В своём последнем проекте я тоже хотел, чтобы моей героине завидовали...
— Видимо, это компенсация. Когда автор сам не может сделать что-то в жизни, он заставляет персонажа сделать это в придуманном мире.
— Но может получиться так, что персонажу будут завидовать, но следить за ним – не интересно.
— Конечно, зависти не хватит для создания интересного, многогранного персонажа, за которым интересно следить. Тяжело написать историю про то, как человек просто получил миллион долларов. Ну, здорово, а что дальше? По законам драматургии у него из-за этого миллиона должны возникнуть проблемы.
— В сериале есть линия с отцом, которая Соню оправдывает…
— Да, линия с отцом нужна была, чтобы отчасти оправдать её характер, объяснить зрителям, почему она такая. Отец предал её, и это отразилось на характере Сони. Но она смогла простить, помочь ему.

Мы же на персонажей смотрим с разных сторон. Как в жизни. Мы разные в разных социальных ролях. С родственниками одни, с друзьями другие, на работе – третьи. И чтобы героя раскрыть, нужно показать его с разных сторон.
— На что вы опираетесь (теории, формулы) при создании ансамблей главных персонажей?
— Когда я придумываю, я не кладу перед собой список типажей, характеров, схемы, теории. Мне кажется, это малоэффективно.

Я стараюсь сделать так, чтобы каждый герой был в чём-то «дефективным» (это я говорю любя). Причём, каждую пару основных героев стараюсь наделить такими недостатками, чтобы, с одной стороны, персонажи друг друга дополняли, а с другой – не могли не конфликтовать.

Во «Вы все меня бесите» Соня всех отталкивает, а Неля – её полная противоположность, ей постоянно нужны советы, внимание, дружеская поддержка. Если этих двух героинь сложить и поделить на два, то получился бы «нормальный» человек.
— Вы негативно относитесь к теории?
— Нет. Но я не очень понимаю, зачем идти от теории, создавая историю. Особенно в комедии, где важна узнаваемость и правда. Когда ты придумываешь историю, ты должен писать о том, что хорошо знаешь, что тебя интересует и беспокоит. И ты берёшь это не из теории, а из жизни. Может это мой недостаток, но с теорией я сверяюсь только после написанного.

У автора есть глобально одна задача – привлечь внимание зрителя и удержать его. Если зрителю неинтересно, он не будет заставлять себя следить за вашей историей – учёные говорят, что если человек через силу концентрирует сознание на том, что ему не интересно, организм тратит на это больше энергии, чем при физической работе. Это очень тяжело! Поэтому ты, как автор, должен держать зрителя на крючке, чтобы он не отвлекался, не прилагал усилия.

Если чуть отойти в сторону теории, то психофизиологи делят внимание на два типа: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание – спонтанно, его привлекают объекты, которые обладают одной из пяти характеристик – неожиданностью, новизной, силой воздействия, динамикой или контрастностью. Произвольное же внимание привлекается установлением и развитием связи между этими объектами (в нашем случае – персонажами, сюжетными линиями).

И, собственно говоря, теория драматургии, во многом, именно про это – как создать такие «объекты» (героя и сюжет), которые привлекут и удержат внимание зрителя. Как ты будешь этого добиваться – дело твоё. Но есть каноны драматургии, проверенные временем. И их важно изучать и знать.
— Многие комедии пишутся в сценарных комнатах. Насколько они эффективны?
— Сценарные комнаты давно доказали свою эффективность.

Самые успешные отечественные комедиографы – КВНщики. В чём их преимущество? Помимо таланта, конечно. Они все приучены работать в команде. И получают от этого кайф.

Среди сценаристов много интровертов, но если хочешь писать комедийные сериалы, надо заставить себя полюбить работу в команде.
— Как вы строите работу в сценарной комнате?
— У меня в основном так: мы вместе придумываем сюжет, далее каждый автор идёт расписывать свою серию. Потом мы собираемся снова, читаем, обсуждаем, какие правки стоит внести, и уходим дорабатывать свои серии. И так снова и снова.
Сценарист, редактор Екатерина Сазонова
Екатерина Сазонова проработала пять лет редактором в компании АМЕДИА.
— Комедийные сериалы транслируются на массовую аудиторию. При этом далеко не все шутки могут быть понятны всем. Есть ли универсальная формула юмора для всех?
— Мне кажется, более-менее универсальная формула возможна для тех историй, которые обращаются к основным инстинктам: самосохранения, продолжения рода, доминирования. То есть, для мелодрамы, драмы, триллера, фильма ужасов.

Юмор – более высокая надстройка. Он настолько связан с нашим культурным багажом, менталитетом, окружением, опытом, что для него универсальная формула невозможна.
— В жёстких условиях российского кинопроизводства, каким образом проверяются шутки, реакция на них?
— «Амедиа» пыталась снимать ситкомы со зрителями на съёмочной площадке, на которых реально было проверить реакцию на шутки. Но у нас такая практика, в отличие от Америки, невозможна по организационным причинам. У них проекты снимаются посерийно, актёры не разрываются между съёмками в других проектах и спектаклями...

У нас шутки проверяются на участниках процесса, ведь история проходит через много рук. Сначала авторы проверяют шутки на соавторах, затем на редакторах и продюсерах, затем режиссёр, который может что-то привнести своё, затем актёры. Даже режиссёр монтажа может собрать сцену так, что там появится юмор, который авторы и не закладывали. Все принимают посильное участие.
— Российский сериальный рынок развивается. И у нас уже появляются шоураннеры (термин в американском телевидении, который обозначает человека, работающего исполнительным продюсером, отвечающим за основное направление и развитие проекта. Шоураннер обычно совмещает обязанности сценариста, исполнительного продюсера и редактора сценариев). Как вы относитесь к перспективе стать шоураннером?
— Авторы, которые страстно хотят стать шоураннерами, бывают двух видов. Первые вообще не представляют, что это такое, сколько всего нужно знать, уметь, какая это ответственность. И вторые, кто действительно обладает нужными навыками (или верят, что обладают). Вот я где-то посередине. Я знаю, в чём суть профессии шоураннера, но не уверена, что я к ней готова.

Работа шоураннера – это не «снимайте, как у меня написано». Нужно разговаривать с кучей людей на понятном им языке. Уметь ставить задачи и контролировать результат, в чём-то убеждать, а где-то слушать и понимать, что, может, ты и не прав. Это здорово, но нужно адекватно оценивать свои силы.

И здесь тоже нельзя быть интровертом.
— Каким образом вы, как сценарист, самообразовываетесь?
— По-моему, я так много учусь, что мне это уже мешает работать – времени мало остаётся.

Мне кажется, сценаристам важно знать работу предшественников. Ведь мы продолжатели традиций. Много веков назад истории рассказывали устно, мы создаём аудиовизуальные произведения. Но мы всё равно те же рассказчики. Поэтому я читаю и все мифы, начиная с самых древних – шумерских, и пьесы, начиная с древнегреческих комедий и трегедий. Очень интересно следить за тем, как разные народы и разные авторы в течении веков развивали и трансформировали одни и те же, в целом, сюжеты.

Ещё я люблю читать новостные сайты, форумы, обсуждения в соцсетях. Это помогает лучше узнать и понять самых разных людей.

Поэтому ещё, как совет, расширяйте свой круг знакомств. Например, моя проблема в том, что я общаюсь, в основном, с людьми, похожими на меня. У нас общие интересы, возраст. Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, я и стараюсь читать новости и соцсети. Иногда выписываю интересные детали и истории – в жизни случается такое, что никакой автор не придумает.
— Что лично для вас – комедия? И в какую сторону этот жанр развивается (у нас, в Америке)?
— Для меня комедия – повод поговорить о запретном. Как у Фрейда: что общество скрывает, что замалчивает.

Как жанр, комедия развивается параллельно с обществом, в целом. Мне кажется, она становится более откровенной, приоткрывает темы, которые раньше были совершенно табуированы, всё больше концентрируется на личности человека, а не на внешних обстоятельствах. Поэтому, если вы пишете комедию, выкапывайте свои страхи и желания, в которых вам было бы неловко признаться, но которые хотелось бы преодолеть или реализовать. Наверняка, среди зрителей найдётся много людей с такими же страхами и желаниями. Им будет интересна ваша история.
Редакция moviestart.ru благодарит коворкинг ВОЛКИ
за предоставленное пространство.
Made on
Tilda