интервью

«Когда мы выбираем трек, мы должны понимать, что приобретём в итоге, в путешествие по какой планете отправимся»

Андрей Мусин и Алёна Кукушкина,
кураторы факультета «Режиссура музыкального, рекламного и фэшн видео» Академии Коммуникаций Wordshop
Музыкальное видео – самый продвинутый и открытый для экспериментов формат. Клипов выходит бесконечное множество, все они не похожи друг на друга. Обсудить особенности музыкального видео, тренды и режиссуру мы позвали кураторов факультета «Режиссура музыкального, рекламного и фэшн видео» Академии Коммуникаций Wordshop Андрея Мусина и Алёну Кукушкину.
— Прежде хотелось бы определиться, а существенна ли разница между музыкальным видео и, скажем, рекламой? Ведь оба формата ставят перед собой цель – продать. Только в одном случае товар, в другом – артиста.
— Начнём с того, что реклама не всегда преследует цель продать. Часто цель рекламы – создать знания о бренде. То есть иногда реклама обязана продавать. Иногда она выполняет другие цели. И с одной стороны, правомерно говорить о музыкальном видео, как о рекламном ролике. Например, в Каннах в этом году многие музыкальные видео участвовали в категории «реклама». Но это реклама лейбла. Артист не есть товар.

Товар появляется в ответ на потребности. Я хочу пить – вот товар, который удовлетворяет жажду. Я хочу есть – ну, принцип понятен. С артистом сложнее, потому что непонятно, какую потребность артист удовлетворяет.

Ещё есть особенность, что любая вещь в мире – пятиканальная. Она визуальная, аудиальная, физиологическая, психологическая и тактильная. У товара есть все эти пять каналов. Ты можешь пощупать, предугадать, какое удовольствие от пользования товаром ты получишь.

С музыкой сложнее. У музыки нет визуального образа. Том Йорк не есть визуальный образ музыки Radiohead. Конечно, он частично дополняет визуальный ряд музыки. Но чтобы укоренить музыку окончательно, нужен клип.
И здесь мы сталкиваемся со следующим. Если артист позиционирует и продвигает себя, как товар, то и музыкальное видео будет рекламным роликом. Красивые девушки, модные вещи, дорогие тачки. Это маркетинг чистой воды. На это есть спрос, значит, это можно продать.

Но есть и экспериментальная музыка, которая исследует мир, человека, открывает нам новые территории.

И понимание, с чем ты столкнулся – с исследованием мира или с товарным производством – даёт режиссёру ясную картину, что снимать.
— Чем отличается музыкальное видео тогда (в эпоху ТВ) от сейчас (в эпоху Digital)?
— Раньше доступ к съёмке имели немногие, да и видео приклеивалось к определённым медиа, у которых «свои правила». У телека всё так: днём – мейнстрим, а ночью – экспериментальная музыка. Но это больше из-за аудитории.

Сейчас медиа работают круглые сутки, всё становится адресным. Зритель перестал быть анонимным. От этого проще, потому что если ты ищешь «Филиппа Киркорова», то и получать ты будешь аналогичную музыку. Не ищешь – не будешь. Плюс: ты сам выбираешь, откуда информацию получать. Будь то подписки на youtube, в telegram.
АНДРЕЙ МУСИН И АЛЁНА КУКУШКИНА КУРАТОРЫ ФАКУЛЬТЕТА «РЕЖИССУРА МУЗЫКАЛЬНОГО, РЕКЛАМНОГО И ФЭШН ВИДЕО» АКАДЕМИИ КОММУНИКАЦИЙ WORDSHOP
— Меняются ли предпочтения аудитории. И почему? Если я всю жизнь слушаю Киркорова, то трудно переключиться на Сироткина, например.
— Окружение человека формирует его вкусы. И здесь сложно что-либо поменять. Если твоя мама сёрфер, твой папа – сёрфер, отдыхать вы ездите в Австралию, то очень сложно слушать «Наше радио». Окружение тебя не поймёт.
— Вопрос про популярность. Почему некоторые клипы выстреливают и получают бешеную популярность?
— Как правило, эти клипы решают твою потребность здесь и сейчас.

Есть ещё один момент. Мы живём во время, когда каждый из нас – медиа. Ты получаешь информацию, распространяешь её. В зависимости от того, что ты лайкаешь и шеришь, ты будешь популярен или нет у своего окружения. И если все пошерили «Ленинград», а ты нет, то это будет урон тебе. И твоему медиа.

Ну и многое музыкальное видео делается виральным изначально, программируется сразу на то, чтобы его активно распространяли в социальных сетях.
— Влияет ли Instagram, видео в Facebook на то, что снимается?
— Да, очень. Многое зависит от медиа, в котором ты размещаешь своё видео.

Например, Instagram – это такой капиталистический реализм. Как в идеале должна выглядеть жизнь. Поэтому в «Инстаграме» невозможны никакие неидеальные высказывания. Второе – в Instagram важна лента. Всё должно быть коротким.

В Facebook больше внимания уделяется виральности.

Важно, что люди потребляют контент с компьютеров, планшетов или мобильников. А это всегда маленький экран. Поэтому почти всегда в видео два плана. Вместо глубокого кадра, по которому надо путешествовать, всё сводится к оппозиции фон-объект. Быстрый клиповый монтаж, работа с цветом. Почти всегда ударный яркий кадр.
— Насколько музыкальное видео подвержено трендам? Вот кино точно подвержено, по крайней мере, мейнстрим. А здесь?
— Из больших трендов – приключение без риска. Ты переживаешь набор чувств, эмоций, но ничем не рискуешь. Лично ты не употребляешь и не будешь употреблять наркотики, но можешь себе позволить сделать это в видео.

По факту сейчас музыка создаёт новую религию. Что делает религия? Она говорит тебе: ты будешь гармоничным и прекрасным, но для этого тебе нужно пройти большой путь. Музыка тебе это может предъявить быстро и сейчас.

Группа «Ленинград» – новая религия, со всеми присущими религии атрибутами. Там есть непогрешимое божество, находящееся на вершине, вне досягаемости. Вокруг него есть культ служителей. Есть сакральный язык: выглядеть ты должен так, вести себя так.
— Зачем людям новая религия?
— Людям нужен дом. Весь мир - вражда, а в музыке мы находим спасение.
— Во многих музыкальных видео нет классического нарратива, а во многих показывается полноценное кино. Почему так происходит? Ведь если снимают и то и другое, значит, оба формата выигрышные?
— Нарратив ценится всеми. Нарратив, по сути, это драма, которая строится по понятным законам, когда есть идея и контридея. Например, «Грибы». В чём идея? Нормальный человек должен иметь возможность отдохнуть так, как ему нравится. И неважно, как к этому относятся другие. Я и зритель хотим испытать эти чувства. А есть контридея: нормы, правила, которые касаются всех людей. Когда мы смотрим драму, мы смотрим, какая идея победит. В конце какая-то из идей должна восторжествовать.

И, если ты человек с ясными потребностями и целями, ты такие нарративы потребляешь.

Но если ты человек дезориентированный, твои вопросы миру слишком сложны и у тебя нет на них ответа, то ты идёшь на сторону постдрамы. Сюда входят ритуалы, сюрреализм, символизм. Может какие-то ценности ты поймёшь лучше, когда тебе покажут их в танце, например.
— Клип Sirotkin «Бейся Сердце, Время Биться» как раз про постдраму?
— Песня точно да. «Всё, что страшно потерять. Надо потерять». Это первая стадия любого ритуала. Умри для прежней жизни, чтобы возродиться для новой.

Но в клипе много и драмы.
Режиссёры Андрей Мусин и Алёна Кукушкина, сценарист Алексей Зотов
Андрей Мусин. Режиссер, Арт директор. Закончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.

Алена Кукушкина (Режиссер рекламы и музыкального видео. Закончила ВГИК. New York Film Academy (Париж).
— Как измеряется эффективность музыкального видео?
— Глеб Лисичкин ("Kometa Music") говорит простую вещь: один рубль равен одному лайку.

Есть ещё методическая оценка, когда прогноз строится на уровне сценария. Тогда учитывается маркетинг артиста, насколько будет актуален клип через год, два. В чём уникальность клипа, в чём его виральность. На этапе сценария это могут оценить музыкальные продюсеры, программные директора каналов.

Если мы говорим об учебной работе, то тут другой момент. Ты не можешь войти в индустрию с улицы. Поэтому музыкальное видео – визитка режиссёра. Ты показываешь его продюсерам и говоришь: смотрите, что я сделал с минимальным бюджетом. Классная картинка, уникальные локации, экспедиция. И вот как меня оценила аудитория (лайки, просмотры). Дайте мне больше денег, я принесу вам еще больше. Это единственный способ попасть в индустрию.
— Имеет ли значение, какой трек берёт начинающий режиссёр? Он же может снять фан-клип для Adele, например.
— Важно понимать, что профессиональный режиссёр отделяет личные вкусы, то, что у тебя на репите от того, что ты снимаешь. Можно любить Adele, но сразу снять для неё клип не получится.

Правильно, когда происходит синергия: молодой режиссёр, молодая съёмочная группа, молодой музыкант. Все они смогут обогатить друг друга. Это тяжёлый путь, но его должен пройти каждый.
— Когда вы создаёте музыкальное видео, что для вас важнее всего: артист, трек, бюджет, желание поэкспериментировать или что-то ещё? (если по-другому задать вопрос, то: что вас манит, даёт вдохновение при работе с форматом?)
— Мы недавно обсуждали, а что такого в Томе Йорке. Почему при достаточно непонятных компонентах такое сильное воздействие на аудиторию и абсолютный успех? Внешне – не Фредди Меркьюри. Ни по движению, ни по классической красоте. А при этом популярен! Мы пришли к тому, что Йорк позволяет заглянуть в ту часть души, в ту часть моего «я», которую я не вижу. Есть Алёна и Андрей, которых мы знаем, а есть ещё другая сторона этих же людей, о которой никто не подозревает. Там ты герой. Там для тебя создан этот мир. Йорк тебе даёт «ту» сторону. И это сильно подпитывает аудиторию.

Когда мы выбираем трек, мы должны понимать, что приобретём в итоге, в путешествие по какой планете отправимся.

Коппола говорил: для того, чтобы сделать хороший фильм, нужно задать вопрос, на который ты сам себе не сможешь ответить. Вот если в музыке есть этот вопрос, тогда всё отлично, ты можешь спокойно отправляться в путь. Потому что пока ты не ответишь, ты не остановишься. Но этот вопрос должен быть важен.
— Если режиссёр хочет заниматься музыкальным видео, то какими чертами он должен обладать?
— Повышенная музыкальность. Это ещё и способ организации материала. Музыка – наивысшая продуманность организации материала.

Понимание актуальности культуры. Культуры, как непрерывного процесса создания гармоничных ценностей.
Редакция moviestart.ru благодарит Wordshop
за помощь в организации интервью.
Made on
Tilda